Сентиментализм (от английского sentimental - чувствительный) - течение в европейской литературе и искусстве XVIII века. Был подготовлен кризисом просветительского рационализма.
Основные признаки:
- Сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности.
- В отличие от классицизма с его просветительским пафосом доминантой «человеческой природы» объявлял чувство, а не разум.
- Условием формирования идеальной личности считал не «разумное переустройство мира», а высвобождение и совершенствование «естественных чувств».
- Герой литературы сентиментализма более индивидуализирован: по происхождению (или убеждениям) он демократ, богатый духовный мир простолюдина — одно из завоеваний сентиментализма.
- Однако в отличие от романтизма (предромантизма) сентиментализму чуждо «иррациональное»: противоречивость настроений, импульсивность душевных порывов он воспринимал как доступные рационалистическому истолкованию.
Наиболее
законченное выражение сентиментализм принял в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия, — произведения Дж. Томсона, О. Голдсмита, Дж. Крабба, С. Ричардсона, Л. Стерна.
Сентиментализме России:
В России представителями сентиментализма были: М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин («Бедная Лиза»), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский.
Характерные особенности русского сентиментализма:
- Достаточно четко выражены рационалистические тенденции;
- Сильна дидактическая (нравоучительная) установка;
- Просветительские тенденции;
- Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечия.
Излюбленные жанры сентименталистов — элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых преобладают исповедальные мотивы.
|